На фольклорной волне

Ансамбль «Ивушка» дотанцевался до 40-летия, а его руководитель — до звания народного артиста

На Тамбовщине появился свой народный артист России.

Званием «народного» отмечен Александр Поповичев — директор и художественный руководитель государственного ансамбля песни и танца «Ивушка».

«Ивушка» появилась на волне создания народных самодеятельных ансамблей, которые должны были противостоять «тлетворному влиянию Запада». С той поры минуло ровно 40 лет. И выяснилось, что «па-де-де с народом» легко уживается и с «битлами», и с отечественным роком, а также с песнями и танцами других народов мира… В 1991 году тамбовская «Ивушка» обрела статус государственного ансамбля, обзавелась собственным зданием, которое строилось, как говорится, всем миром. У ансамбля несчетное количество наград, он гастролировал в 25 странах мира. В общем-то, благополучная творческая карьера с неизбежными взлетами и падениями. «Честно говоря, — признается Поповичев, — были моменты, когда говорил себе: все, бросаю это дело, ухожу. Но срасталась новая программа, в ансамбль приходили молодые артисты, которым требовалась помощь, и я оставался…» Сегодня в студии при «Ивушке» занимаются 250 детей, а всего за 40 лет существования через ансамбль прошло более 10 тысяч детей. Сам Поповичев увлекся танцами, когда учился в Липецке в профтехучилище. Тамошний ансамбль назывался «Трудовые резервы».

Российская газета: А как попали в «Ивушку»?

Александр Поповичев: В армии служил в ансамбле песни и пляски Московского военного округа, это была хорошая школа. А в 1968 году, после знаменитой «пражской весны» попал в ансамбль Центральной группы войск в Чехословакии. После службы вернулся в Липецк, и скоро Москва направила меня в распоряжение Тамбовского областного управления профтехобразования — руководить ансамблем «Ивушка». Друзья меня отговаривали, мол, «там, где кончается асфальт, там начинается Тамбов»… Но ничего, прижился, уже 36 лет работаю. В нашем репертуаре более четырех десятков живых хореографических постановок, еще больше хоровых произведений, и они постоянно обновляются. Свои программы мы стараемся делать как хореографические спектакли. Есть, например, программа «Рождество на Руси», где действуют царь Петр Первый, Снегурочка, другие традиционные персонажи. В Германии программа идет на немецком языке, да и в репертуаре у нас немало немецких народных песен. РГ: А что для вас включает понятие «русское народное искусство»? Поповичев: Трудно дать однозначное определение столь широкому понятию. Наверное, это те корни, которые еще сохранялись в моей бабушке, прабабушке. Я воспитывался в большой семье и помню, как и что они пели. Все они ходили в церковь, пели на несколько голосов. Сегодня этот пласт народной культуры исчез, но это не значит, что народное искусство кончилось. Оно принимает другие формы, ведь народное искусство многогранно. Развивается, скажем, городской романс, и провести четкую границу между искусством народным и ненародным трудно. Фольклор питает и современное искусство, и если, скажем, исполнители рока использует в своем творчестве народные мотивы, то это нормально…

Евгений Писарев

Оставить комментарий

Сообщение:*

Имя:*

E-mail:*

Вебсайт:


*

Protected by WP Anti Spam