Народный артист России Александр Поповичев — художественный руководитель и главный балетмейстер

Вот уже 40 лет год не только главным балетмейстером, но и художест­венным руководителем «Ивушки» является заслуженный деятель искусств РФ, Народный артист России, профессор Александр Васильевич Поповичев.

Этот человек сыг­рал в судьбе ансамбля особую роль, став не только творческим, но и духовным наставником очень многих парней и девчат.

Человек до­брый, но требовательный, в окружающих людях ему импонирует, прежде всего, трудолюбие, честность, дисциплинированность, он пре­красно видит и по справедливости оценивает вклад каждого руководи­теля, каждого артиста в общее дело,- так охарактеризовал А. Поповичева один из его коллег.

Александр Васильевич Поповичев родился в Липецке 1 мая 1947 года. Его отец, вернувшись с войны кавалером многих боевых наград, трудился экскаваторщиком на Новолипецком металлургическом заводе. Очень любил русскую песню, хотел, чтобы сын выучился игре на баяне, даже гармонь рояльную купил. Она и сейчас хранится в доме Александра Васильевича. Прекрасно пела и его мама. Вспоминая то время, он с особым чувством говорит сегодня о семейных праздниках, о свадьбах и гуляниях, что видел мальчишкой в липецком селе Головщино. Здесь подолгу мальчик жил у бабушки. Было у нее одинадцать детей, и когда собиралась вся многочисленная родня, от скуки и уныния никто не страдал. Не было среди них человека равнодушного к песне, танцу. Отсюда и берет начало живой интерес А. Поповичева к народному творчеству. Позже, став известным балетмейстером, в своей работе от много раз будет обращаться к незамутненному источ­нику русского национального искусства, к фольклору.

Начинал же он с художественной самодеятельности. Занимался в танцевальном кружке Дома пионеров тракторного завода. Сосед по двору попросил однажды выступить на смотре за коллектив училища ФЗО № 13.

Вот так и попал Александр Поповичев в поле зрения человека, ко­торый многим помог определиться в жизни. Заслуженный работник культуры России Григорий Иванович Галкин потом не раз еще помо­жет молодому танцору словом и делом, не даст свернуть с нелегкой, но увлекательной дороги в настоящее искусство. В те годы Г. Галкин вместе с заслуженным деятелем искусств России А. Мистюковым воз­главляли ансамбль «Трудовые резервы» Липецкого областного управ­ления профтехобразования.

Было трудно, когда после трагической гибели отца они остались вдвоем с мамой. Александр начал учиться на машиниста электромо- стового крана в ПТУ-10, занимался в «Трудовых резервах» и старал­ся не пропустить ни одной репетиции в только что созданном хоре но­волипецких металлургов.

Когда бы и кто бы ни говорил с ним о прошлом, ни разу не про­звучало в его словах и тени самодовольства.

Мне везло на учителей, судьба сводила меня с прекрасными людьми,- не устает он повторять.

И когда вспоминает службу в ан­самбле песни и пляски Московского военного округа, художественным руководителей и главным дирижером которого был С. Баблоев. Здесь судьба свела А. Поповичева с такими широкоизвестными сегодня дея­телями культуры, как Г. Мовсесян, В. Винокур, со многими ведущими нынче артистами прославленных государственных коллективов — хора им. Пятницкого, ансамбля И. Моисеева. Позже он танцевал в ансамб­ле песни и пляски Центральной группы войск, который возглавлял И. Раевский. И здесь можно было остаться профессиональным танцовщи­ком. Но тянуло домой. И он стал вторым балетмейстером в «Трудо­вых резервах». К тому времени он уже почувствовал вкус к постано­вочной работе. Поэтому, когда в 1972 году получил приглашение из Тамбова, особо долго не раздумывал. 1992 год многие называют «вторым рождением ансамбля». Наверное, они недалеки от истины. Ведь именно после того, как коллектив возглавили балетмейстер А. Поповичев и хормейстер Л. Судакова, приехавшие из Липецка, поя­вились в репертуаре великолепные вокально-хореографические компо­зиции, картины. Именно в эти годы «Ивушка» стала лауреатом пре­стижных всесоюзных и международных фестивалей,, выступила на ве­дущих сценах России.

Много лет назад, когда начинал танцевать в липецких «Трудовых резервах», появилась у него мечта: создать профессиональный моло­дежный вокально-хореографический ансамбль. В конце 1991 года «Ивушка» официально обрела этот статус.

Перед коллективом открылись сегодня творческие рубежи, достичь которых можно только самозабвенным трудом. Рабочий день А. Попо­вичева начинается рано утром, а заканчивается обычно после девяти вечера. Но и в редкие часы отдыха, общения с: близкими разговор вновь и вновь будет возвращаться к ансамблю. И не только к творче­ским, организационным или хозяйственным проблемам, которые во множестве, увы, тоже приходится решать ему, но и к тому, чем надо помочь какому-то конкретному участнику.

Сколько их, справедливо считающих А. Поповичева своим добрым наставником не только в искусстве, но и в чисто житейском смысле? Сотни, тысячи? Трудно сказать. Но каждая весть об их успехах — ма­ленький праздник его души.