Андрей Луконин

Он ушел из жизни так неожиданно и стремительно,  что до сих пор трудно поверить, что его больше нет с нами. Улыбчивого и искреннего человека и друга, талантливого исполнителя и внимательного наставника. Работа в «Ивушке» — это была его жизнь. Здесь, он смог реализоваться как прекрасный танцор, здесь получил свою заслуженную награду — звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».

Занавес открывается, и зритель видит трех довольно забавных старичков. Поддерживая друг друга, с трудом переставляя ноги, они тем не менее проявляют повышенный интерес к появившейся молодухе. Обаяние и задор юности делают свое дело. Деды, словно притягиваемые магнитом, пытаются поймать красавицу, но та всякий раз ловко ускользает от них…

Хореографическая картинка так и называется — «Деды». Один из троих, среднего роста, мелко семенящий ногами, очень сосредоточенный старичок вызывает, пожалуй, наиболее живую реакцию зала. Сквозь грим трудно разглядеть исполнителя, который несколько ми¬нут назад эмоционально, с большим юмором подал образ рубахи-парня в картинке «Из сельской жизни».

Андрей Луконин выходил на сцену и до этого номера, и после еще не раз выйдет. Он был занят почти во всех хореографических постановках «Ивушки». Во многих из них — солировал. А сколько всего перетанцовано за те без малого 30 лет, что он был в ансамбле, сколько полезных предложений он сделал, будучи членом творческой постановочной группы, — теперь уже и вспомнить-то нелегко.

Но вот свое первое выступление в составе «Ивушки» запомнил хорошо. Было это на сцене Дворца культуры «Юбилейный». Участвовал он в двух плясках и исполнял трюк, который не получился: Андрей упал. Переживал тогда очень. Но как и в самые первые дни занятий в ансамбле, когда одолевали сомнения в собственных силах, поддержал, успокоил А. В. Поповичев.

Андрей учился на первом курсе Тамбовского ПТУ-7 (ныне ПТУ- 13), когда Александр Васильевич вместе с другими руководителями коллективов популярного ансамбля пришел, чтобы посмотреть на новичков. Никогда ранее А. Луконин всерьез не участвовал в художественной самодеятельности, а тут… Что такого увидел в нем А. Поповичев своим профессиональным взглядом — трудно сказать. Только со временем его слова — «он будет танцевать в ансамбле» — обрели пророческий смысл.

Поначалу было очень тяжело. Азы хореографии даются тем, кто не щадит себя на репетициях, перерывам предпочитает занятия до седь¬мого пота. С благодарностью вспоминает сегодня Андрей тогдашних участников «Ивушки» Ю. Назарова, Ю. Шлыкова, В. Лазарева, Ю. Белого, В. Барышникова, других ребят того состава. В трудную минуту поддерживали они будущего солиста и словом, и делом.
А потом была работа на заводе «Тамбовполимермаш», учеба на хо-реографическом отделении института культуры, и — постоянные заня¬тия в «Ивушке». Служба в танковых войсках, армейские будни, уче¬ния, боевая и политическая подготовка сочетались с участием в деви зионном ансамбле «Тачанка».

Возвращение в родной Тамбов, и — вновь «Ивушка». Дважды довелось ему выступать вместе с коллекти¬вом на сцене Кремлевского Дворца Съездов. Он участвовал во мно¬гих зарубежных поездках ансамбля. Но говорит, что творческие отчеты перед земляками — один из самых сложных экзаменов.

Андрею было свойственно профессиональное отношение к делу, самодисциплина, природная душевность, повышенный интерес к русскому искусству, незаурядные актерские данные — все эти качества делали работу с ним приятной и легкой.

Андрей как бы являет собой пример верности своей первой любви. Он прошел, если так можно выразиться, классическим путем: учащийся профтехучилища участник и солист ансамбля — выпускник института культуры — солист балета «Ивушки» — заслуженный работник культуры РФ.

Таким он и останется в нашей памяти навсегда.